Пандемия коронавирусной инфекции серьёзно изменила формы занятости работников. Миллионы трудящихся были переведены на удалённую форму работы. В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки было выявлено много проблем в сфере регулирования трудовой деятельности дистанционных работников.
25 ноября во втором чтении был принят проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы», а уже на следующий день Государственная Дума РФ одобрила его в третьем чтении. Закон вступит в силу с 1 января 2021 года.
По инициативе депутатов Государственной Думы – членов межфракционной депутатской группы по взаимодействию с профсоюзным движением «Солидарность» – была создана рабочая группа в Комитете ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, которая занималась подготовкой проекта федерального закона ко второму чтению. В состав рабочей группы, наряду с депутатами, вошли представители сторон социального партнерства: Федерации Независимых Профсоюзов России, Российского союза промышленников и предпринимателей, Правительства РФ.
Рабочая группа подготовила ряд изменений в Трудовой кодекс РФ, направленных на регулирование дистанционной (удаленной) работы. Была серьезно переработана глава 49.1 Трудового кодекса РФ «Особенности регулирования труда дистанционных работников».
Законопроектом наряду с дистанционной работой на постоянной основе предлагается ввести временную дистанционную работу на определенный срок – до 6 месяцев – и временную дистанционную работу, выполняемую работником периодически.
Одна из важных новаций проекта федерального закона – исключение возможности установления оснований для расторжения трудового договора непосредственно в самом договоре. Теперь трудовой договор с дистанционным работником может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным в Трудовом кодексе РФ.
Также представителям ФНПР удалось добиться того, что труд дистанционных работников будет регулироваться не только трудовым договором, но и соглашениями, коллективными договорами, а также локальными нормативными актами, принятыми с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Стоит отметить, что в случае перевода на дистанционную работу, за работником сохраняются все гарантии по оплате труда. Это указывается в законопроекте.
Согласно тексту проекта федерального закона, время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время. Работник будет обязан готовить отчеты, отвечать на письма от работодателя и проводить с ним телефонные переговоры исключительно в рабочее время.
Законопроект решает проблему обеспечения работника необходимым для выполнения его трудовой функции оборудованием. Обязанность по предоставлению техники, программно-технических средств, средств защиты информации и других средств возлагается на работодателя. При использовании работником собственного оборудования работодатель должен компенсировать соответствующие расходы.
Отдельная статья законопроекта регламентирует временный перевод работников на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях, не требующих согласия работника. К данным случаям относятся: катастрофа природного или техногенного характера, производственная авария, несчастный случай на производстве, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия и другие чрезвычайные ситуации. При этом работодатель должен принять локальный нормативный акт с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В локальном нормативном акте предусматривается указание одной из причин – случаев – перевода работников; списка переводимых работников; срока такого перевода; порядка обеспечения необходимым оборудованием за счет средств работодателя; режима рабочего времени; порядка и способа взаимодействия работников и работодателей и т.д. По окончании срока такого перевода работодатель обязан предоставить работнику прежнюю работу, предусмотренную трудовым договором.
В случае если перевод на дистанционную работу работодатель обеспечить не может, то он вправе объявить простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника с оплатой согласно части второй статьи 157 Трудового кодекса РФ.
Представители ФНПР настаивали на обеспечении работникам оплаты труда за время простоя не по вине сотрудника и работодателя в величине не ниже МРОТ. Однако эта инициатива Федерации не нашла поддержки у правовых служб органов власти. По итогам обсуждения, в законопроекте решили прописать, что простой оплачивается в размере не меньше двух третей тарифной ставки или оклада.
ФНПР продолжит добиваться внесения изменений в статью 157 Трудового кодекса РФ.
По материалам Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР http://www.fnpr.ru/